Могло быть и хуже
Могло быть и хуже

06.05.09

06 мая

Среда , 13:03

06.05.09

06 мая

Среда , 13:03

Новости

Могло быть и хуже

Игроки российского ИТ-рынка весьма нервно отреагировали на проявления финансового кризиса. Еще бы, ведь резкое сокращение объемов продаж после продолжительного периода роста чем-то напоминало шоковую терапию начала 90-х годов. К тому же трудности со сбытом начались в IV квартале, который всегда был самым «урожайным». От продаж в последнем квартале напрямую зависят результаты работы фирм за целый год. Понятно, что все эти обстоятельства повысили «градус панических настроений». 

Почти все руководители компаний минувшей зимой обсуждали общие проблемы — падение платежеспособного спроса, замораживание проектов и контрактов, затоваривание складов, свою дебиторскую задолженность и задолженность партнеров, рост ставок по кредитам и проблемы с получением последних. Неудивительно, что при таком положении дел IV квартал был признан «провальным», а кое-кто поспешил объявить таковым и весь минувший год. 

Действительно ли ситуация настолько драматична? Обратимся к цифрам. По данным исследовательской компании IDC, объем российского рынка сетевого оборудования в 2008 г. составил 3 млрд. долл., что на 5,9% больше, чем в 2007 г. Можно ли назвать это провалом? По меркам развитых западных стран результат неплохой даже для благополучного, не кризисного периода. Но в российских фирмах привыкли к более внушительным, двузначным показателям роста. 

Тут следует отметить, что наш рынок сетевого оборудования даже в прежние, спокойные годы далеко не всегда демонстрировал высокие показатели. Увеличение объемов продаж в отдельных сегментах и тогда исчислялось единицами процентов. Три года назад в спецвыпуске CRN/RE, посвященном итогам 2005 г., мы ссылались на данные IDC, которые зафиксировали не очень большой рост отечественного сетевого рынка (см. спецвыпуск CRN/RE № 2/2006). В целом его объем увеличился тогда на 12,5%, но многие сегменты показали более скромные результаты. Например, рост поставок медиашлюзов, TDM-коммутаторов, решений для сетей доступа и транспортных сетей не превысил 5%. В других нишах, таких как оборудование для передачи данных, предоставление услуг, он был более заметным — на уровне 10%. Отдельные сегменты, как, например, решения для беспроводных широкополосных систем, показали двукратное увеличение, но это объяснялось небольшими абсолютными значениями. Понятно, что вырасти с 5 млн. долл. до 10 млн. не так уж и сложно. 

Но игроков интересуют в первую очередь не среднерыночные, а собственные показатели. А они у ведущих компаний всегда были неплохими. Так, продажи оборудования Cisco в России и СНГ в 2005 финансовом году выросли на 28%. Руководители московского офиса фирмы Avaya рапортовали, что общий оборот в России в 2005 ф. г. увеличился на 30% по сравнению с 2004 г. В представительстве ZyXEL сообщили, что годовой рост в 2005 г. составил 28%. А в D-Link зафиксировали увеличение объема продаж более чем на 80% (см. спецвыпуск CRN/RE № 2/2006). 

Итоги 2006 г. также были весьма впечатляющими. Например, бизнес Cisco в России и СНГ вырос на 40%, продажи оборудования HP ProCurve увеличились также на 40%, более скромный результат показала фирма ASUS. Ее поставки в сегментах SOHO и СМБ выросли не более чем на 15% (см. спецвыпуск CRN/RE № 2/2007). 

Особенно удачным можно считать позапрошлый, 2007 г. По мнению руководителей ряда ИТ-компаний, телекоммуникационный рынок прибавил 20–25%. Бизнес Cisco увеличился почти на 50%, Allied Telesis — на 24,7%. Но самые высокие показатели были у дистрибьюторов. Объем сделок сетевого подразделения компании «Мерлион» вырос на 83%, а продажи департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел» увеличились на 77%. Причем в первой половине этого десятилетия оборот сетевого департамента «Марвел» ежегодно увеличивался на 50%. Руководители Netwell сообщили, что в 2007 г. бизнес их компании вырос на 40% (см. спецвыпуск CRN/RE № 2/2008). На этом фоне успехи NetLab (рост на 19,5%) могут показаться скромными, но в развитых западных странах о таких цифрах и не мечтают. 

Так был ли кризис? 


Что же принес 2008 год? Собственно говоря, с проблемами, вызванными финансовым кризисом, участники рынка столкнулись лишь в IV квартале. По словам Александра Чуба, главы представительства компании 3Com, в I и II кварталах настроение во многих фирмах было безмятежным, в III — легкомысленным, а в IV — полупаническим. С его наблюдениями согласны и другие топ-менеджеры. В компании «Мерлион» отмечают, что на протяжении первых трех кварталов рынок чувствовал себя великолепно, продажи росли, планы перевыполнялись. Но в начале IV квартала стало ясно, что пришло время пересмотреть планы и оптимизировать закупочную деятельность. «С января по сентябрь наблюдался рост относительно показателей 2007 г., довольно существенным он был в регионах, — говорит Алексей Шапошников, менеджер по работе с партнерами московского представительства Allied Telesis. — Затем рынок занял выжидательную позицию. Работы по некоторым проектам приостановились. Дистрибьюторы тоже вели себя по-разному — одни распродавали склады, другие, напротив, не спешили с этим, считая, что наличие продукции на складе станет дополнительным конкурентным преимуществом». 


Дмитрий Комягин, вице-президент компании OCS, отметил, что первые сигналы грядущего кризиса начали приходить из Америки еще осенью 2007 г. «Мы понимали, что это начало негативного тренда, — рассказывает он. — Но было неясно, насколько необратим этот процесс и до какой степени он может задеть Россию. Постепенно ситуация ухудшалась, но все равно предсказать начало острой фазы кризиса мы, увы, были не в силах. До сентября рынок стремительно рос. Реальное беспокойство возникло в конце августа 2008 г. Тогда стало очевидно: проблемы не обойдут Россию стороной». 

По словам Игоря Белика, директора департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел», первое полугодие прошло в плановом режиме. Лихорадить рынок начало в конце III квартала. «Тревожные признаки мы заметили на фондовом рынке в середине сентября. Когда ММВБ останавливает торги, поневоле начинаешь задумываться о том, что это скажется на всех, — подчеркнул он. — Так, собственно, и произошло. В первую очередь мы почувствовали снижение не спроса, но ликвидности. Для нас это означало, что даже в долгосрочных проектах, в которых оборудование было либо уже поставлено, либо поставка его должна была вот-вот начаться, появлялись сложности с финансированием. Потребитель не мог расплатиться с интегратором, не мог получить кредит в банке». К проблеме с ликвидностью, напоминает Белик, добавилось быстрое укрепление доллара по отношению к рублю. За последние 2–3 года все уже привыкли к стабильному курсу национальной валюты, и многие контракты были рассчитаны в рублях. «Поэтому наша компания большую часть сил с сентября по февраль тратила на поиск финансовых решений, приемлемых как для нас, так и для интеграторов и заказчиков», — поясняет он. 

О негативном влиянии укрепления доллара говорит и Сергей Алещенко, коммерческий директор компании Verysell Distribution. Из-за этого были приостановлены некоторые проекты, по другим пришлось пересматривать условия. «Снижение спроса мы ощутили в конце IV квартала», — уточняет он. 

Надо отметить, что не все игроки жаловались на сокращение объемов продаж. По словам Дмитрия Коваля, генерального директора фирмы Netwell, снижения спроса в 2008 г. не произошло. «Более того, весь прошлый год мы отмечали стабильный рост продаж», — заявил он. С хорошими показателями закончила 2008 г. и компания D-Link. Как сообщил Сергей Васюк, менеджер по маркетингу московского представительства, сокращение спроса фирма почувствовала только в начале нынешнего, 2009 г. 

Некоторые компании уже подвели итоги работы в 2008 г. и обнародовали основные цифры. Как ни странно, они оказались ненамного хуже показателей благополучных времен. «Замедление роста объемов поставок мы отметили лишь в IV квартале, но в целом за прошлый год нам удалось удвоить продажи сетевого оборудования в России», — заявил Кирилл Никифоров, менеджер по развитию рынка московского представительства ASUS. 

«Минувший год прошел неплохо, мы увеличили объем продаж практически на 40%, — сообщил Владимир Липпинг, глава представительства D-Link. — Годовой план у нас был 200 млн. долл. Мы его недовыполнили на 1%, поставив оборудования на сумму 198 млн. долл.» 

По словам Игоря Белоусова, исполнительного директора компании «Тайле», рост продаж за 2008 г. составил 26%. При этом в первом полугодии бизнес увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а во втором — на 10% соответственно. В итоге годовой рост оказался больше показателя 2007 г. (20%), но все же меньше прогнозируемых 50%. Игорь Белоусов отметил, что на этом фоне особенно весомо выглядят успехи компании по продвижению сетевых хранилищ Thecus — их сбыт увеличился в 16 раз по сравнению с 2007 г., активного сетевого оборудования ZyXEL — более чем в 2,5 раза и терминальных решений NComputing — в 2 раза. Во многом благодаря этому «Тайле» получила в 2008 г. статус эксклюзивного дистрибьютора продукции Thecus в России, а также заключила два новых дистрибьюторских контракта — с компаниями NComputing и ZyXEL. 

Высоких результатов достигла и фирма Netwell. Как рассказал Дмитрий Коваль, годовой план удалось выполнить, продажи выросли на 45% по сравнению с 2007 г. 

<...>

Источник: CRN 
Автор: Константин Геращенко

Мы используем файлы cookie. Подробнее — в нашей политике по обработке персональных данных.

Вы зарегистрированы на сервере и успешно авторизованы